Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря расположен на территории левобережной части города. Его история начинается в 1350 году. Инициатором строительства является представитель княжеского рода Константин Васильевич. Выбор места был неслучаен – поскольку монастырь был призван исполнять функции не только, как мужской обители, но и как крепостного сооружения, то крутой высокий берег, являющийся дополнительной оборонительной преградой, наилучшим образом подходил для размещения такой постройки.
Могучие монастырские стены, возведённые в 16 столетии и дополненные солидными башнями и бойницами, картинно и впечатляюще смотрятся на фоне окружающей панорамы города и красиво отражаются в водной глади. В первозданном виде монастырские постройки были сооружены из дерева, но, к сожалению, ни одна из них не уцелела – монастырь сильно пострадал во время пожара, произошедшего в 17 столетии в период вторжения польско-литовских завоевателей.
Спасо-Преображенский собор
Этот храм, построенный в 1564 году, является ключевой постройкой в монастырском комплексе. На протяжении 16-19 столетий собор претерпел немало видоизменений: его достраивали, расширяли, объединяли притворы, расписывали стены. Благодаря всем перестройкам, здание смотрится массивным и солидным. В качестве завершения служит мощная пятиглавая конструкция.
Внутреннее оформление храма отличается богатым убранством. Стены украшены красивой росписью, которая согласно историческим данным выполнена в 17 столетии костромскими мастерами. Во время реставрационных работ, которыми руководил А. Некрасов, на стенах были обнаружены и расчищены (насколько возможно) уникальные фрески, принадлежащие к 16 столетию. На них преимущественно изображен игумен Евфимий.
Благовещенская надвратная церковь
Церковь, появившаяся в первой половине 17 столетия, изначально служила въездной башней и до возведения каменной ограждающей стены выполняла роль фасада монастыря. По этой причине именно южная сторона здания имеет более парадный вид. Между оконными проёмами находится киот для икон, который во времена Советской власти был убран, но на данный момент он находится на прежнем месте. Когда в 1664 году была возведена каменная ограда с башнями, храм вместе с другими постройками оказался внутри крепостной стены. Внешне церковь смотрится очень солидно и является интересным памятником монастырской архитектуры.
Успенская церковь
Храм, объединяющий церковь и трапезную, является ярким примером русского зодчества 15-16 столетий. В архитектурном плане здание возведено по принципу "восьмигранник на четырёхграннике" с шатровой кровлей, под которой проходит два ряда кокошников. К западному фасаду примыкает 2-этажная трапезная: первый этаж занимают хозяйственные помещения, над которыми расположен большой зал для трапез. С южной стороны к храму пристроены палаты архимандрита, принадлежащие к 16-17 ст. Эта пристройка имеет балкон-гульбище, который опоясывает её на уровне второго этажа.
Никольская церковь
Двухэтажная церковь, возведённая в 1669 году, находится с восточной стороны главного монастырского собора. Здесь на втором этаже была основана больничная палата для представителей общины монастыря. Снизу располагалось трапезное помещение. Храм служил молельней для монастырской братии и содержащихся в монастыре арестантов. Церковное здание с одноглавым деревянным завершением отличается сдержанным декором. Ложные закомары, оконные проёмы с наличниками и портал с уменьшающимися уступами вносят оживление в несколько аскетичный внешний вид постройки.
Звонница
Звонница, которая строилась на протяжении 16-17 столетий, характеризуется сложной структурой. Она включает несколько строений, возводимых в разное время. Изначально появился храм Иоанна Предтечи, время строительства которого датировано началом 16 столетия. В конце 16 ст. – начале 17 ст. пристраиваются арки звона (изначально одна, а чуть позже ещё две), образуя 3-пролётную галерею, которая потом соединяется с храмом посредством башни-часовни. Старинные колокола, кроме одного, до наших дней не сохранились, поскольку в 30-х годах прошлого столетия было принято решение об их переплавке. Единственно уцелевший колокол можно увидеть в экспозиции музея. Семнадцать новых колоколов периодически звонят на протяжении дня.
Другие монастырские постройки
Также в архитектурный ансамбль входит тюремный корпус, в котором по распоряжению императрицы Екатерины Второй в 1766 году была проведена реорганизация с целью создания тюрьмы для политзаключённых. Данное заведение "прославилось" своей жестокостью. В настоящее время здесь находится экспозиция, посвящённая истории узников разных времён.
Ещё одной монастырской постройкой является барский корпус, возведённый в 17 столетии. Здание построено из камня, имеет два этажа, а по форме выполнено в виде буквы "Г". Внутреннее пространство разделено на секции с кельями для монахов, но такое архитектурное решение нехарактерно для строений подобного назначения. С наружи корпус украшен довольно сдержано. В качестве декора служат наличники с ложными закомарами, а при оформлении фасада, выходящего на юг, использованы пилястры.
Особого внимания заслуживает главная проездная башня – 22-метровая постройка прямоугольной формы с двумя арками. Если снизу здание смотрится довольно просто в плане оформления, то верхняя часть украшена гораздо богаче. Для декорирования использованы колонки, пояски и прочие элементы.
По соседству со Спасо-Преображенским собором расположен некрополь княжеских родов Пожарских и Хованских.
Начиная с 20-х годов прошлого столетия и на протяжении последующих двадцати лет Спасо-Евфимиев монастырь переживал не лучшие времена. В этот период он успел побывать в разных качествах. Так, например, в монастырских стенах располагался изолятор для политических заключённых, спецлагерь органов НКВД и т.д. В результате таких перевоплощений, данное место приобрело нехорошую славу. Но сейчас здесь находится масштабный музейный комплекс, в котором размещаются экспозиции, знакомящие с историей Суздаля. Монастырь со всеми своими постройками находится под защитой ЮНЕСКО.